ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА

Друзья, думаем, что настала пора дать профессиональную оценку изменениям, которые произошли этим летом в нашем регионе и как сложившаяся ситуация сказалась на региональной металлообрабатывающей отрасли. Расскажем поподробнее, как поменялась ситуация на каждой из транспортных артерий, по которым мы доставляли металл в регион. Комментирует руководитель Балтийского Металлообрабатывающего Кластера Олег Чернов.

Идем по негативному сценарию

К сожалению, сегодня сбываются все негативные прогнозы, которые мы давали еще в начале мая. Сроки доставки металлопроката в регион увеличиваются на 2-3 месяца, а стоимость затрат на логистику ожидаемо возросла на 70-100%. Ключевой проблемой, с которой сталкиваются все металлообрабатывающие и строительные предприятия региона — это КОЛОССАЛЬНЫЕ сложности с ЛОГИСТИКОЙ.

Прощай, ж/д

Ключевой канал доставки металлопроката в регион заблокирован (с учетом выбранных квот) и, по нашей оценке, надолго. К сожалению, в номенклатуру, которую можно перевозить по железной дороге через Литву, попадает только листовой прокат. А это всего 10-15% от требуемого калининградскими строителями объема металлопроката.

Сохраняется проблема с вагонами, но ее актуальность меркнет на фоне размера предложенных Литвой квот. Те мизерные объемы на транзит сортового и фасонного проката, которые были разрешены до конца года, на текущий момент выбраны.

Добавим сюда нервную ситуацию с «Шауляй банком» и принципиальную позицию наших соседей. Одним словом, ж/д артерия стала непригодна для организации поставки необходимого объёма металлопроката в калининградский регион.

Океан «замерз»

К сожалению, огромные проблемы возникли и на другом важном транспортном канале. Морской путь, связывающий нас с рынком Юго-Восточной Азии, оказался фактически «заморожен». Ведущие мировые перевозчики после начала СВО отказались выполнять контрактные обязательства по российским договорам и, сославшись на форс-мажор, в буквальном смысле бросили в европейских портах грузы, предназначенные для российских компаний.

Сегодня в том же Гданьске лежат тысячи контейнеров, оплаченных калининградскими компаниями. Преодолеть оставшиеся 130 километров до Калининграда оказывается непосильной бюрократической задачей — даже несмотря на наличие дружественно настроенных европейских перевозчиков, готовых взяться за доставку товаров на авто. Польская таможня без объяснения причин блокирует выдачу транзитных деклараций на Россию.

В результате кое-кто, влетая «в копеечку», просто возвращает оплаченный товар по бросовой цене обратно поставщику. Ну а кто-то бьётся, пытаясь получить свой груз. Один из наших резидентов, Сервисный центр БМК по обработке рулонной стали три месяца боролся за свои контейнеры с сырьем и лишь благодаря счастливой случайности сумел вывезти свой товар, заплатив за хитрую схему доставки плюсом 30% от себестоимости закупленного сырья.

Автотранспорт: выборочное движение

Металлотрейдерам не повезло: 85% МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ является санкционным, поэтому провезти на фурах мы можем не более 15% от общего объема. Хотя по результатам опроса наших резидентов мы фиксируем, что ситуация с наземным транспортом за последний месяц стабилизировалась — скорость движения несанкционных грузов увеличилась, а тарифы движутся в интервале +/- 20%.

Конечно, закрытие проезда через погранпереход в Советске увеличило очереди в Чернышевском и не лучшим образом отразилось на скорости транзита, но очень надеемся на открытие нового погранперехода в Дубках. К сожалению, планировать здесь тоже сложно, так как в заявленные сроки «июнь-июль» погранпереход не был запущен.

Паром пока не тянет

По факту, единственной артерией, пригодной для поставки металлопроката в Калининград, остается паромное сообщение через Балтику. Мы очень признательны областным и федеральным властям за оперативную работу, несмотря на всю сложность ситуации, и вывод дополнительных судов на паромную линию «Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга». Сегодня по маршруту курсируют уже 4 парома и 4 сухогруза. Надеемся в сентябре увидеть 5-й железнодорожный паром «Генерал Черняховский».

Однако мы вынуждены отметить серьезные недостатки в работе этого пути.

  • Выделенных судов по-прежнему недостаточно для доставки всего необходимого объема металлопроката в Калининград.

  • Доставка автотранспорта или вагонов силами паромов осуществляется по тарифу, превышающему сухопутные индикативы, что добавляет 20-30% к себестоимости заходящего в область товара. Это очень большая сумма!

  • Огромные очереди на погрузку. Сейчас поставить вагоны и накатную технику можно ориентировочно только на октябрь. Машины мы также почти не рассматриваем, так как сроки доставки тоже датируются октябрем.

  • Начинают возникать вопросы к работе портовой инфраструктуры в Балтийске. Сроки загрузки сейчас составляют 2-2,5 часа на один автомобиль. Можно, конечно, ставить машины на загрузку с вечера, но и цена за такую услугу, соответственно, уже выше.

Как видим, работы еще очень и очень много, и легко никому не будет. Система работает с перебоями, а некоторые экспедиторы, являясь фактически монополистами, забывают, что такое клиентский сервис. Очень многие организационные вопросы до сих пор решаются в «ручном» режиме.

Но! Мы уверены, что совместными усилиями наладим морскую логистику.

Конечно, бизнес в кризис не сдается, а ищет новые варианты и возможности. Так, за прошедшие три месяца нашим резидентам удалось отработать более 18 вариантов альтернативных поставок металлопроката в регион. Сейчас мы с коллегами прорабатываем новую морскую цепочку для восстановления связи с Юго-Востоком. Посмотрим, как покажет себя маршрут «Находка-Питер-Калининград». Пока основной рабочий вариант для нас — это размещение металлопроката в трюмах сухогрузов. Оптимальный вариант в виде роллтрейлеров пока не оперативен.

Безусловно, произошедшие этим летом события перезапустили всю региональную экономику. Калининграду, как региону-эксклаву, сегодня жизненно важно найти свое место на обновленной экономической карте.

Не беремся давать эмоциональные оценки, плохо это или хорошо, и что было бы, «если бы...». Глубинные структурные изменения уже произошли, и нам всем придется жить в новых экономических условиях и строить новые торговые связи.

Мы в Балтийском Металлообрабатывающем Кластере уверены, что совместно с поддержкой, которую оказывает федеральный центр, металлообработчики справятся с этой задачей.

Оптимизма, холодной головы и новых инсайтов всем нам!