НОВАЯ КАРТА МИРА: КАКОЕ МЕСТО ЗАЙМЕТ КАЛИНИНГРАД?
Какое место займет Калининград на новой экономической карте мира? Как будет жить металлообрабатывающая отрасль региона? О ключевых проблемах металлобработчиков и открывшихся возможностях рассуждает руководитель Балтийского Металлообрабатывающего Кластера Олег Чернов.
Весна-2022… Безусловно, произошедшие события перезапустили всю российскую, а вслед за ней и общемировую экономику. Как сейчас принято говорить — произошли глубинные структурные изменения и нам всем придется учиться жить в новых условиях. Калининграду же, как региону-эксклаву, сегодня ЖИЗНЕННО ВАЖНО найти свое место на обновляющейся экономической карте. Позволю себе как руководитель Балтийского Металлообрабатывающего Кластера сделать первые осторожны выводы по изменениям, которые произошли в нашей отрасли за эти два невероятно тяжелых месяца.
Ключевые проблемы, с которыми столкнулись все металлообрабатывающие предприятия региона — это КОЛОССАЛЬНЫЕ сложности с ЛОГИСТИКОЙ и проблемы с РАСЧЕТАМИ с иностранными поставщикам.
Море «замерзло»
Один из основных каналов для перевалки оптовых партий сырья — морской путь — для нашего региона оказался фактически «заморожен». Мы фиксируем критический уровень опасности по задержкам грузов. И теперь речь идет уже не только о европейских партнерах, но и о поставщиках из Юго-Восточной Азии. Основная проблема возникает на этапе, когда контейнеры, прибывшие в европейские порты, особенно Польши, должны готовиться к перегрузке в наш порт назначения. Но этого не происходит — на текущий момент, сотни контейнеров региональных компаний, в том числе и наших резидентов, застряли в различных европейских портах.
Особенно сложными выдались последние три недели — после ведения пятого пакета санкций. И что самое печальное — ни у кого ПОКА нет рабочих механизмов по выводу застрявших партий товаров и сырья.
Паром не тянет
Мы весьма признательны за оперативную работу, которую провели областные и федеральные власти. Как и было обещано, на паромную линию «Усть-Луга — Балтийск — Усть-Луга» в кратчайшие сроки вышли дополнительные суда. На сегодняшний день по маршруту курсируют уже 4 парома. Но вынужден отметить, что даже этого объема недостаточно для организации оптимальной перевалки грузов между Калининградом и материковой частью. При этом доставка силами паромов автотранспорта или вагонов осуществляется уже по тарифу с увеличенным сухопутным коэффициентом — а это, на секунду, +30% к стоимости!
Да и попасть в паромное расписание — задача не для слабонервных: очередь на погрузку расписана на месяц вперед.
Автотранспорт: бодрое движение
Удивительно, но факт: по результатам опроса наших резидентов мы фиксируем, что ситуация с наземным транспортом за последний месяц стабилизировалась — скорость движения грузов увеличилась, а тарифы, влетевшие месяц назад в 3 раза, «откатились» обратно.
Конечно, закрытие проезда через погранпереход в Советске увеличило очереди в Чернышевском и не лучшим образом отразилось на скорости транзита, но очень надеемся на открытие в июне-июле нового погранперехода в Дубках.
Уверен, что отличным подспорьем для снижения цены грузоперевозок и загрузки наших автотранспортников стало бы формирование на границе нашего региона логистических хабов по примеру соседней Белоруссии. Логично было бы воспользоваться внезапным преимуществом и перегружать на материковую часть России те иностранные грузы, которые могут поставляться в наш регион иностранными перевозчиками.
Дополнительным плюсом стало бы разрешение выйти на линию автотранспорту с региональной растаможкой. Количество фур на маршруте «Калининград — Материковая Россия» выросло бы, а тарифы на перевозку серьезно уменьшились бы.
Ж/Д маршрут: островок стабильности
Еще одна наша ключевая артерия — железная дорога — также справляется с потоком грузов. Остаются вопросы лишь к некоторым владельцам вагонов, кто по-прежнему не желает отправлять их в наш регион. Но эти случаи скорее единичные: в целом ситуация с доступностью вагонов стала гораздо лучше, чем месяц назад.
Скорость движения грузов выросла.
На текущий момент этот канал поставок в регион — ПОКА один из самых стабильных и хорошо прогнозируемых. Сегодня один из наших резидентов — проект «Строительные материалы БМК» — всерьез рассматривает увеличение доли ж/д перевозок в своей работе и планирует перейти от автомобильных перевозок к использованию ж/д контейнеров.
Комплаенс — новая банковская реальность
Однако есть одно серьезное НО, которое сбивает наш оптимистический настрой. Новое слово «комплаенс» становится черным символом всей международной торговой активности. Иностранные банки начинают тщательно проверять переводы, так или иначе связанные с Российской Федерацией. Все меньше число тех, кто соглашается принимать платежи от резидентов России и Белоруссии. Причем банки отказываются проводить расчеты в любой валюте, в том числе и платежи от наших экспедиторов за транзит.
Так, например, у наших экспедиторов по ж/д еще в апреле платежи принимали три прибалтийских банка. В конце апреля сдался Swedbank, закрыв возможность платежей. Второй на очереди — банк Luminor, который приостанавливает платежи в ближайшее время. Сколько продержится наш третий партнер — непонятно.
Одним словом, риски неприема платежей увеличиваются с каждым днем, что может негативно отразиться на транзите наших грузов по территории Литвы.
Форс-мажор по-русски
Есть вопросы и к работе наших банков. Они ПОКА не признают существенными письма от иностранных поставщиков о наступлении форс-мажора. Для нас это означает угрозу нарушения сроков валютных операций со штрафными санкциями — причем на суммы, порой равные 100% от внесенной предоплаты. В итоге наши резиденты рискуют потерять не только суммы предоплат, но и будут вынуждены заплатить такие же штрафы.
Сейчас мы по рекомендации от ЦБ достигли договоренности с банками и получили корректировку сроков СВО в одностороннем порядке, которая действительна до окончания действия контракта. Но вопрос окончательно не решен: когда подойдет срок окончания контракта, вопрос встанет вновь.
Кризис как возможность
Я постарался перечислить ключевые риски, с которыми сейчас работают калининградские металлообработчики. Отмечу, что непредсказуемости ситуации добавляет стабильный рост тарифов естественных монополий.
И, тем не менее, рад зафиксировать, что в нашем регионе за последние годы сложилась вполне эффективная схема взаимодействия региональных властей и бизнеса. Отличным рупором и инициатором выступают наши бизнес-объединения. Поэтому все кризисные ситуации мы проходим вместе, слушая и слыша позиции друг друга.
Считаю, что главная задача, которая стоит сегодня перед экономикой региона — это СОХРАНЕНИЕ И НАРАЩИВАНИЕ внутреннего спроса. Это станет серьезной мотивацией для бизнеса сохранять себя, искать пути выхода из очередного кризиса, выстраивать новые логистические цепочки и главное — продолжать производить продукт. В последний месяц мы в нашей отрасли видим увеличение заказов на металлообработку и металлосервисные услуги, хотя, казалось бы, потребность на рынке закономерно должна снижаться.
Также мы отмечаем, что потребители начинают отказываться не только от импортных поставок металлоконструкций и изделий из металла, но даже пересматривают отношения с поставщиками с материковой России. Все чаще калининградцы ищут альтернативу у местного производителя.
Все это лишь подтверждает общеизвестную бизнес-истину: любой кризис стоит рассматривать не как трагедию и удар, а как возможность для трансформации и нового рывка.
Вместо резюме
Позволю подвести итоги работы нашей группы компаний. Индустриальный парк Штальверк, ГК БМК, ГК СТРИМ и РЕЗИДЕНТЫ Балтийского Металлообрабатывающего Кластера остались принципиальными в вопросах сохранения делового партнерства и взятых на себя обязательств. Мы ценим 20-летние партнерские связи и поддерживаем коллег в сложной обстановке. Уверен, что профессиональная команда, эффективные коммуникации, выстроенные с нашими клиентами, и наличие собственных ресурсов станут «якорями», которые вновь удержат наш бизнес во время нового шторма.
Верим в то, что кризис сплотит нас решать актуальные задачи!
Желаю всем сил и терпения в преодолении ситуации!