МЕТАЛЛООБРАБОТЧИКИ НАУЧИЛИСЬ РАБОТАТЬ В УСЛОВИЯХ ОСТРОВНОЙ ЛОГИСТИКИ

МЕТАЛЛООБРАБОТЧИКИ НАУЧИЛИСЬ РАБОТАТЬ В УСЛОВИЯХ ОСТРОВНОЙ ЛОГИСТИКИ
Рассуждает руководитель Балтийского Металлообрабатывающего Кластера Олег Чернов.

— Что отличает по-настоящему профессиональный бизнес от случайного предпринимательского успеха? На мой взгляд, это прокаченный навык переживать кризис — превращать «маленькую смерть» в очередную возможность для своего роста.
Анализируя итоги традиционного мониторинга ситуации с логистикой, который каждый квартал делает наша команда Балтийского Металлообрабатывающего Кластера, я вновь убеждаюсь, насколько серьезные профессионалы ведут свой бизнес в металлообрабатывающей отрасли региона.
Еще два года назад наши коллеги были вынуждены полностью перестроить привычные для себя цепочки поставок. Все это время они с большим трудом осваивались в новой — «морской» — логистической реальности.
Но в этом сезоне, собирая обратную связь, мы впервые услышали позитив при словах «сухогруз», «паром», «логистика», «сроки», «тарифы».
Наши резиденты пришли к заключению, что сумели адаптироваться к новым условиям и организовать максимально оперативную доставку металла в регион. Более того, наши коллеги даже прогнозируют, что сумеют делать это ещё быстрее!
Благодарим нашего ключевого резидента, гендиректора «Интеры» Максима Пшеничникова за помощь в экспертной оценке ситуации с логистикой и делимся своими выводами по ключевым метрикам.

Железная дорога: транзит возможен, но вагонов нет

Да, транзит через Литовскую Республику для нас по-прежнему закрыт. Даже при наличии квот, любезно выделенных соседями на этот сезон, наши резиденты по-прежнему не рискуют ими воспользоваться — собственники вагонов, зная, на какие «сюрпризы» способен наш прибалтийский «сосед», закладывают настолько баснословные штрафы за малейший простой, что калининградские металлотрейдеры даже не рассматривают возможность транзита.
А вот использовать ж/д для доставки грузов по территории России до питерских портов наши резиденты соглашаются с большой охотой, ведь это весьма выгодная и стабильная транспортная цепочка. Более того, коллеги отмечают ощутимые улучшения с предоставлением вагонов под калининградские грузы и практически отсутствием простоев на пути в Москву и Санкт-Петербург по сравнению с прошлым годом.

Автомобильный транспорт: быстро и стабильно в порт Питера

Позитивная тенденция наблюдается и в другом виде перевозок. Зафрахтовать фуру в направлении Калининграда не составляет никакого труда — за доставку берутся и в Москве, и в Подмосковье, и в Питере. Пара суток — и металл уже в порту.
Коллеги также отмечают стабильный ценник на автоаренду, который не поменялся с прошлого сезона. К тому же индивидуальные договоренности с давними партнерами-производителями металла позволяют нашим резидентам получать персональные прайсы на доставку.
А теперь давайте обратимся к морской составляющей наших перевозок.

Сухогрузы: ситуация стабилизируется

Еще наши коллеги отмечают положительные тенденции в работе сухогрузов и компаний-экспедиторов: на линию выходят новые суда, уменьшаются сроки ожидания в портах, сокращается процент брака при перевозке металла в трюме (на каждую поставку приходится до 5% деформации), выравниваются сроки доставки. В частности, один из перевозчиков сократил сроки с 3-4 недель до терпимых 1-1,5 недели.
Однако у одного из наших резидентов по-прежнему возникают проблемы с перевозкой сварной сетки и просечно-вытяжного листа. Экспедиторы не соглашаются перевозить этот хрупкий металлопрокат. За транспортировку берется лишь одна компания, и ожидать выхода ее судна порой приходится по месяцу.
За исключением данного факта, на сегодняшний день сухогрузы — самый оптимальный вариант доставки товара с «материковой» России.

Паромы: пока неспокойно и нестабильно

С паромными перевозками дела обстоят чуть сложнее, чем с сухогрузами. Постоянные ремонты судов и нехватка рабочих кадров в порту делает этот вид транспорта не самым привлекательным для большинства наших резидентов, хотя поставить вагон на паром гораздо выгоднее, чем вести металл фурой в Питер и потом перегружать в сухогруз.
Надеемся, что строительство двух новых паромов сделает этот вид перевозки более доступным для всех категорий металлообработчиков.

Порт в Балтийске: эффективность работы под вопросом

Коллеги отмечают неожиданные сложности в работе порта в Балтийске. Контейнеры, доставленные морским путем, могут отгружаться по полдня из-за нехватки людей. Также есть проблема с контейнеровозами: в области их немного и не все готовы возить 20-футовые контейнеры «на хвосте». Помимо этого, наши коллеги отмечают срывы сроков вывоза, из-за чего может часами простаивать нанятая в субаренду специализированная техника.

Цемент: сотрудничаем с Белоруссией и не ждем субсидий

Надёжным поставщиком цемента в самый западный регион России в этом сезоне становится Белорусская цементная компания. По словам одного из наших резидентов, БЦК выстраивает действительно партнерские отношения с Калининградом — берет на себя организацию доставки цемента сухогрузами и обещает уложиться в срок от 2 до 4 недель.
А вот основной российский поставщик Цемрос несильно заинтересован в сотрудничестве: резиденты отмечают, что работа с ним — это как минимум 2, а то и 3 месяца ожидания поставок.
При этом коллеги предупреждают о возможном росте цен на цемент — вплоть до 40%. Связывают этот скачок с отсутствием госсубсидии на перевозку.

Выводы

Для нас вопрос логистики по-прежнему ОЧЕНЬ важен, ведь в финальной стоимости товара перевозка занимает от 14% (в цепочке «ж/д + сухогруз») до 35% (в цепочке «авто + сухогруз»).
К тому же есть и не очень приятные исключения — например, при перевозке сварной сетки доля логистики доходит до 50% от финальной стоимости товара.

В общем и целом, если подводить итоги, то мы видим, что калининградские металлообработчики адаптировались к новым условиям логистики и сумели выстроить оперативные схемы доставки товара. Причем на текущий момент коллеги уверены, что смогут осуществлять поставки еще быстрее.

Но для достижения таких показателей мы по-прежнему нуждаемся в поддержке и обращаемся с убедительной просьбой к коллегам из Правительства Калининградской области продолжать свою системную работу по координацию всех транспортных маршрутов региона. «Морской вопрос» в Калининграде не закрыт на 100%, а по-прежнему требует пристального внимания и доработок.

И без внимания со стороны государства процессы будут самонастраиваться еще достаточно долго, сказываясь на финальной стоимости всех продуктов, завозимых в Калининград.

Со своей стороны мы, металлообработчики, готовы делиться с госведомствами актуальной информацией о состоянии перевозок и оптимизировать свои затраты, чтобы сохранять адекватный уровень цен.

Оптимизма, холодной головы и новых инсайтов всем нам!
.