ПРОВОЖАЯ ЗЛОГО ТИГРА: КАКИМ СТАЛ 2022 ГОД ДЛЯ МЕТАЛЛООБРАБОТЧИКОВ РЕГИОНА?

ПРОВОЖАЯ ЗЛОГО ТИГРА: КАКИМ СТАЛ 2022 ГОД ДЛЯ МЕТАЛЛООБРАБОТЧИКОВ РЕГИОНА?

Рассуждает руководитель Балтийского Металлообрабатывающего Кластера Олег Чернов. 

— Подводя итоги 2022 года, я вновь и вновь вспоминал красивую фразу про тяжёлые времена и сильных людей. В 2022 году нас вновь замотивировали на новое бизнес-чудо под названием «сохрани бизнес в эпоху тотальных перемен». Каждому пришлось работать в условиях новой «островной» экономики в период слома всех привычных логистических схем и почти полного разрыва прежних партнерских связей. 
В чем санкции реально оказались действенными, так это в тех сферах, где западные страны определяют правила игры в глобальном масштабе — банки, платежи, страхование, морские перевозки. В 2022 году оказались заблокированными все традиционные способы доставки металла в регион.
Начали сбываться все худшие опасения калининградских бизнесменов — в первом и втором квартале сроки поставок увеличились до трех месяцев, а цена металла выросла на 30%. Только к третьему кварталу нам удалось добиться сокращения сроков до полутора-двух месяцев и дать рынку адекватную цену на металл. Но чтобы выйти на эти, казалось бы, скромные показатели, пришлось приложить титанические усилия. Пройдемся по главным маркерам.

Логистика
В этом году мы совместно с резидентами протестировали почти два десятка вариантов альтернативных поставок металла в регион. Причем анализировалось каждое звено транспортной цепочки, которое могло бы сказаться на финальном ценнике. Параллельно коллеги пытались вызволить свои оплаченные заказы из Украины и стран ЕС, которые, к сожалению, в большинстве своем оказались безуспешными.
И все-таки к середине лета мы освоили доставку морем. Да, случаются объяснимые задержки, вызванные поломкой судов и штормами на Балтике. Приходится мириться и с таким новым для нас фактором как карта раскладки товара в трюме. Есть и традиционные предпраздничные очереди в портах. 
Также мы завершаем тестирование нового комбинированного маршрута доставки сырья из Китая — морем до Находки, а далее по железной дороге в Петербург и снова морем — в Калининград. Пока смущают сроки. Рассчитываем в 2023-м году опробовать еще один многообещающий морской маршрут через российские порты.

Поиск новых контрактов
В марте, понимая, чем чреваты проблемы с логистикой, резиденты Кластера внепланово увеличили складской остаток (читай срочно изыскали дополнительные инвестиции), чтобы избежать возможного дефицита. 
И, конечно же, начали поиск новых партнеров — с прежними поставщиками продолжать рабочие отношения стало уже невозможно из-за запредельных рисков. В итоге сегодня резиденты Кластера сотрудничают с Россией, Белоруссией, Китаем и другими дружественными нам странами. И с каждой складываются свои особые отношения. 
С коллегами из Поднебесной все достаточно просто: нет проблем с переводом денежных средств плюс интересные цены. За счет своих отработанных бизнес-процессов и серьезных мощностей китайцы дают настолько конкурентный прайс, что возить цинк и полимерную рулонную сталь из Китая нам по-прежнему выгоднее, чем закупаться у российских производителей — даже несмотря на новое гигантское транспортное плечо. Плюс российским производителям рулонной стали еще предстоит отладить переход на новые краски (прежние европейские поставщики покинули рынок), с чем у китайцев проблем нет. 
С российскими производителями металла ситуация вообще непростая. Даже в условиях закрытых границ и угрозы остановки доменных печей заводы особо не стремятся наладить сотрудничество с Калининградом. И хотя цена на российский металл снижалась в течение всего сезона, желания включаться в сложную логистическую коммуникацию с нашим «островом» у россиян нет — организацию всей схемы поставки калининградский металлообработчик берет на себя. И сам же несет за нее риски. 
В отличие от «большой» России белорусы очень рады закрыть потребности калининградских металлообработчиков. Работать с соседями Калининграду в разы выгоднее, чем с российскими заводами, хотя сейчас мы пробуем работать с разными поставщиками, разделять потоки металла и тестировать все доступные способы поставок. 
На заметку нашим коллегам из материковой России: может быть, в условиях закрытых границ, угрозы сокращения производства, переполненных складов и ограниченного экспорта, создать специальные ценовые предложения для своих, пусть и очень далеких соотечественников из Калининграда? Санкции — это очень надолго. По крайней мере, трудно вообразить, при каких обстоятельствах западные страны сейчас могли бы пойти на их отмену. В целом по России кризисные волны 2022 года привели, прежде всего, к сокращению числа новых строительных проектов и, как следствие, к снижению спроса на металл. Металлургия рискует столкнуться с классическим кризисом перепроизводства или, точнее, недопотребления.

Поэтому российским металлургам надо настраиваться на долговременное создание следующей «новой нормальности», и я, проработав всю жизнь в условиях сжатого рынка и ограниченного числа клиентов, позволил бы себе порекомендовать коллегам становиться более клиентоориентированными и ценить всех потенциальных партнеров.

Тарифы и работа с надзорными органами 
Нас по-прежнему беспокоит ситуация с тарифами естественных монополий, индексация которых произошла после 1 декабря. С опасением ждем новых счетов в новом году. Кроме того, часть наших коллег столкнулась с ощутимым давлением налоговых органов.
При этом мы отмечаем, как улучшается коммуникация между региональной властью и бизнесом. Наши коллеги из правительства, таможенных органов, представители естественных монополий в течение всего 2022 года достаточно оперативно реагировали на проблемы и помогали решать сложные вопросы.

Цена вопроса
Все масштабные пертурбации-22 не могли не сказаться на уровне цен на металл — весной мы наблюдали ожидаемый скачок цен на 30%. Однако за счет новых контрактов, закономерного снижения цен на отечественном рынке, укреплению рубля и постепенной стабилизации морских перевозок уже к середине лета цены на металл вернулись к уровню февраля. 
Ситуация рискует поменяться в начале 2023 года — мы видим ослабление курса рубля, что всегда негативным образом сказывается на ценах на металлопрокат. Думаю, что в 1 квартале 2023 года уже увидим минимальную прибавку к цене в 10-15%.

Прогноз-2023
Вести полноценный бизнес в российском эксклаве сегодня становится под силу исключительно профессионалам, способным сохранять неизменный и ничем не подкрепленный слой оптимизма в условиях постоянной турбулентности. Создавшиеся условия позволяют уверенно работать лишь некоторым категориям компаний:
- акцент которых только на местный рынок,
- выпускающим продукцию с высокой добавленной стоимостью, 
- работающим по госзаказам, 
- с государственным участием, в которых стоимость продукции складывается из себестоимости и накладных расходов и мало зависит от естественных рыночных условий.
В остальном же время и затраты, которые калининградцы тратят на логистику и таможенные процедуры, делают наши проекты неконкурентоспособными компаниям, работающим на материковой части России. Пока же сложившаяся ситуация подталкивает предпринимателей уходить на «материк» или просто приостанавливать свою работу. К сожалению, ориентация нашей экономики на восток еще раз подтверждает, что гео Калининграда не позволяет ему вписаться в новую карту российской экономики.

Какие выходы из кризиса видим мы, металлообработчики?
Я не верю в компенсационные механизмы для Калининграда, условия по которым могут меняться в зависимости от экономической ситуации и наполняемости бюджета. Я — за механизм преференций, который поможет местным предпринимателям сделать конкурентоспособный продукт и дать хоть какую-нибудь стабильность. 
По моей оценке, приоритетная задача сегодня — это СОХРАНЕНИЕ И НАРАЩИВАНИЕ внутреннего спроса. Только это станет серьезной мотивацией для местного бизнеса сохранять себя и продолжать производить продукт. Государственные проекты, новые «стройки века» — пожалуй, единственный локомотив, который реально способен вытащить нашу отрасль, включая калининградский регион. В частности, озвученные пункты послания Губернатора об основных направлениях деятельности на период 2023-2027 годов дают нам веру в большие инфраструктурные проекты, в реализации которых необходим будет металл. 
Думаю, что в 2023 году нам стоит все-таки рассмотреть возможность превращения Калининграда в логистический хаб, так как весь минувший год мы наблюдаем серьезный «перекос» в количестве грузов, транспортируемых из региона в Россию. Логично было бы воспользоваться внезапным преимуществом и перегружать на материковую часть России те иностранные грузы, которые могут поставляться в наш регион иностранными перевозчиками. 

В любом случае, иного варианта, кроме как развиваться, строиться, импортозамещать, укреплять экономические связи с дружественными странами, у нашего государства нет.

Тем более, что калининградские металлообработчики не сдаются — в этом году вопреки всем апокалиптическим настроениям сразу несколько наших резидентов запустили в работу новые производственные линии с целью оптимизировать производство и предложить клиентам сопутствующие товары. И уже летом, вместе с падением цены на металл, коллеги отметили рост числа заказов на металлоизделия и металлоконструкции.

Сила профсоюза
Рад отметить, что Балтийский Металлообрабатывающий Кластер также успешно выполнял свои функции профсоюза металлообработчиков Калининградской области. Команда Кластера активно включалась в коммуникации, организовывала общее информационное поле, информируя коллег о проблемных ситуациях, передавала аналитику, полученную от металлообработчиков, в соответствующие госведомства, помогала резидентам с получением государственных субсидий на обучение, продвижение и сертификацию. 
Помимо этого, мы провели работу с новыми резидентами Штальверка по включению их в реестр ОЭЗ. Бесконечно радует, что, несмотря на сложности, новые инвесторы приходят в наш регион, и Кластер становится для них бизнес-проводником, а индустриальный парк Штальверк — площадкой для реализации новых инверсионных проектов. 

Итак, сложные времена рождают сильных людей и сильные союзы. А они, я уверен, создадут хорошие времена. Сил и успехов нам в наступающем году!

.