ЛОГИСТИКА, ОЭЗ, КАДРЫ и ПЛАТЕЖИ: КАКИМ ЗАПОМНЯТ ГОД ДРАКОНА МЕТАЛЛОБРАБОТЧИКИ?

Декабрь по традиции — время подводить итоги. Каким выдался для металлообработчиков 2024 год?
Для подведения итогов мы пригласили к нам в качестве эксперта руководителя производственно-строительной компании «СТРИМ» Олега Крамаренко.
Начнем с главного — логистики.
Логистика: время экспериментов позади
Впервые за три архисложных сезона мы, металлообработчики, увидели наконец-то положительные тенденции в морских перевозках. Напряженная ситуация, сложившаяся в начале года, была достаточно оперативно урегулирована к лету. В целом сегодня можно уверенно говорить, что сроки доставки металла сухогрузами стали более предсказуемыми, чем в 2022-2023 году, но всё ещё значительно превышают показатели доставки автотранспортом до введения санкций
— По моей оценке, это огромный прорыв, — отмечает наш коллега Олег Борисович. — Это доказывает, что партнерская работа Областного Правительства, экспедиторов и профильных бизнес-сообществ региона идет — и очень успешно! Интересы и потребности металлопроизводителей и металлообработчиков действительно слышат, с проблемами работают, в результате мы уже можем заниматься планированием и прогнозами в своей работе.
Добавим: наша команда Кластера фиксирует, что в 2024 году калининградская логистика в отношении металла обрела действительно законченные черты и сформировался определенная калининградская морская бизнес-траектория: «авто по территории России — порты С-Петербурга — сухогруз — авто по территории Калининградской области».
Давайте пройдемся по каждому звену этой логистической цепочки.
❇️ В наземных перевозках по территории России в этом году металлообработчики полностью переориентировались на авто: машины всегда в наличии и готовы отправляться в нашем направлении, а их ценник вполне подъемный. Наши коллеги выстроили партнерские отношения с несколькими экспедиторами и отработали постоянные маршруты доставки. Перевозка партий металла железнодорожным транспортом затруднена сложностями синхронизации с графиком производства металлургических заводов и риском возникновения простоев.
❇️ Морскую часть пути металл преодолевает исключительно на сухогрузах — паромы мы не рассматриваем из-за высоких цен и огромной очереди на бронь мест, включая внезапные переносы наших заказов в пользу других приоритетных грузов.
Неудивительно, что на фоне «большого брата» сухогрузы выигрывают по всем показателям: экспедиторы оперативно выводят суда на линию, учитывают выданные рекомендации по работе с грузом в портах, быстро включаются в решение спорных вопросов, выдерживают сроки доставки. Выбор металлообработчиков в данном случае очевиден. А к предновогодним простоям и периодическим поломкам судов и штормам мы относимся уже по-философски.
❇️ Есть сложности с последним «звеном» — автоперевозки по Калининграду. К сожалению, мы потеряли целую профессиональную когорту — калининградских автоперевозчиков, и события 2024 года это подчеркивают.
Однако в целом можно сделать вывод, что калининградские металлообработчики вполне адаптировались к «морскому» образу жизни и понимают, как справляться с неожиданностями, возникающими на этом пути.
Как непрост Китайский морской путь
Международное море, несмотря на санкции, вновь «отмерзает»: помимо взаимоотношений с российскими поставщиками сырья, калининградцы вновь вступают в международные торговые отношения.
Да, пока эти перевозки не отличаются стабильностью: мы видим рост ставок (декабрьские цифры на 20% выше июньских) и уменьшение количества судов. Связываем это с санкционным давлением.
И вновь резиденты вынуждены отметить неконкурентность предложений от российских заводов-производителей рулонной стали. Несмотря на гигантское транспортное плечо и снижение курса рубля, калининградцам выгоднее сотрудничать с китайскими производителями, чем с российскими. Даже с учетом НДС, ценник Китая на порядок ниже российских аналогов.
Российский платеж не прошел
Усугубляет работу с зарубежными партнерами и проблемы с платежами по внешнеэкономическим контрактам — и как мы поняли, это проблема общероссийская. Так, коллеги из РБК отмечают тенденцию, которую наблюдаем и мы: с начала 2024 года некоторые банки Азиатского региона отказывали российским клиентам в проведении операций, а сроки исполнения платежных поручений выросли на 24%. Причем, самое минимальное время поступления средств — неделя.
При этом банки запрашивают все отчетные документы с информацией об операции. Мы также отмечаем, что постоянно меняются условия перевода платежей. Часто приходится расплачиваться через агентов и третьи страны, а это — время, стоимость и порой серьезный риск полной потери денежных средств.
Эксперты объясняли это возросшим риском вторичных санкций: в декабре 2023 года вышел указ президента США Джо Байдена, разрешающий вводить ограничения против зарубежных финансовых организаций за нарушение санкций в отношении России. А в июне 2024 года США усилили угрозу вторичных санкций: если раньше они грозили наказать за транзакции, связанные с российским ОПК, то теперь — и за контакты со всеми подсанкционными лицами, в первую очередь — российскими банками.
В общем, пока перспективы Китайского морского пути окутаны американским туманом санкций.
Кадровый голод
В 2024 год вновь продемонстрировал, насколько актуальна кадровая проблема в нашем регионе. Пообщавшись с резидентами, мы вновь отмечаем этот факт.
— Несмотря на серьезный уровень зарплат, который мы готовы предложить сварщикам, токарям, количество желающих работать в цеху, особенно среди молодых людей, не прибавляется, — поделился с нами своими наблюдениями Олег Борисович. — Проблема эта усугубляется еще и тем, что рабочие специальности требуют профессиональных навыков, которые должны нарабатываться еще несколько лет после выпуска из профучилища. А молодежь ищет легкие деньги здесь и сразу. И их можно понять: если курьером ты можешь зарабатывать сразу, зачем учиться на фрезеровщика?
Не будем углубляться в негативные последствия, с которыми сталкивается наша экономика. Это и так все на поверхности: наши резиденты, например, не могут выйти на максимальные объемы производства, плюс вынуждены повышать зарплаты, чтобы привлечь сотрудников.
Приходится учить сотрудников, и при этом следить, чтобы нагрузка на основной состав трудового коллектива оставалась в рамках допустимой. Добиться этого сложно: специалисты, особенно в дефицитных отраслях, вынуждены выполнять обязанности за нескольких человек, что приводит к быстрому выгоранию и усталости, которую даже высокая зарплата не способна компенсировать.
Все эти расходы на персонал не могут не учитываться при формировании итогового прайса.
На наш взгляд, для решения данной ситуации необходимо проводить работу по двум основным направлениям.
❗️Во-первых, создать условия в нашем регионе, чтобы образовалось положительное миграционное сальдо специалистов.
❗️Во-вторых, убрать лишние барьеры для формирования дополнительного дефицита на рынке труда.
Первая задача решается относительно просто — зарплаты должны приближаться к показателям Санкт-Петербурга.
А вот со вторым вопросом все немного сложнее. По нашей оценке, на текущий момент весь основной рынок трудовой силы забирают региональные МЕГА-проекты. Может, приглашая в наш регион нового инвестора с очередным подобным производственным проектом, необходимо учитывать и ограниченный рынок труда в нашем регионе, не создавая искусственный дефицит кадров в регионе.
Предотвратить это может создание благоприятных условий труда и проживания для специалистов и их семей. А это делается не за счет налоговых льгот сотрудникам, а за счет увеличения их дохода. Льготы необходимо давать бизнесу, чтобы его расходы, включая логистику, были хотя бы сопоставимы с затратами на «материке». Тогда он с готовностью будет повышать зарплату сотрудникам — мало какой ресурс так сложно восполним, как кадровый.
Инвестиции заморожены
Рассматривая вопрос с кадрами, мы часто слышим такие рекомендации в адрес бизнеса — автоматизируйтесь, перевооружайтесь, внедряйте новые технологии.
Друзья, для такого рода преобразований, особенно в металлообработке, нужны дешевые «длинные» деньги, то есть доступные банковские кредиты на длительный срок. Но когда проценты по кредиту уже более 25% годовых и превышают прогнозируемую прибыль, то о каких инвестициях в долгую можно говорить? Гораздо надежнее положить деньги на депозит, чем инициировать масштабные инновации в цеху.
Подобные предложения, да еще и в условиях экономической неопределенности на деле оказываются популизмом.
Трансформация закона об ОЭЗ
Однако сегодня есть отличная возможность дать калининградским предпринимателям действительно достойный инструмент для развития.
Пора перестать «штопать» расползающийся по швам закон об Особой экономической зоне Калининграда, а осмыслить и пересобрать его.
Почему бы не попытаться совместить в ОЭЗ возможность работать сразу в двух налоговых режимах?
У нас существуют компании, которым выгоден режим «Импорт 78». Да, это крупные предприятия, работу которых необходимо держать под контролем и накладывать на предпринимателей обязательства идентифицировать статус товара при вывозе.
А есть и другие форматы бизнеса, которым было бы проще перейти на общий 40-й режим таможенного оформления для импорта и считать, что весь товар в Калининграде — российский.
Да, мы понимаем беспокойство коллег из Правительства нашего региона, которые отмечают, что у нас на территории Калининградской области огромное количество иностранных товаров, которые фактически никем не контролируются.
Но для решения этой проблемы можно использовать такой экономический инструмент как «амнистия», который достаточно применить ОДИН раз до изменения основных правил игры. Пусть весь товар, который был ввезен на территорию региона, одномоментно станет «российским».
А если еще федеральный центр найдет механизм компенсировать резидентам ОЭЗ хотя бы 10% транспортных расходов, то мы спокойно сможем работать по общему 40-му режиму таможенного оформления для импорта. И это позволит обеспечить свободное перемещение грузов из/на «материк».
Это было бы удобно и самому таможенному органу, которому проще вести контроль 100–150 крупных резидентов, чем досматривать всех без исключения.
Посмотрите, как это делается в Белоруссии: территория просто элементарно огорожена, на площадке наносится маркировка — условная зона ЗТК, и таможня ведет там постконтроль.
Почему бы не сделать для Калининградской области действительно Особую экономическую зону, где бизнесу возможно работать в плюс, а не выживать? Такой шаг позволит одним видам бизнеса продолжать пользоваться СТЗ, а другим предпринимателям — войти в зону комфорта и сократить колоссальные издержки, связанные с процедурой идентификации.
Прогноз-2025
Вести полноценный бизнес в российском эксклаве сегодня становится под силу исключительно профессионалам, способным сохранять неизменный слой оптимизма в условиях постоянной турбулентности.
Мы видим решение в масштабной перепрошивке закона об ОЭЗ. Это позволит вдохнуть новую жизнь в калининградское бизнес-сообщество и станет серьезной мотивацией для местного бизнеса сохранять себя и продолжать производить товары и услуги.
Конечно, наш регион по-прежнему нуждается в поддержке со стороны нашего Федерального центра при активной работе со стороны Правительства Калининградской области. Мы уже убедились. Каких серьезных результатов можем добиться при слаженной командной работе. Со своей стороны мы, металлообработчики, готовы делиться с госведомствами актуальной информацией о состоянии перевозок и оптимизировать свои затраты, чтобы сохранять адекватный уровень цен.
В любом случае, иного варианта, кроме как развиваться, импортозамещать, укреплять экономические связи с дружественными странами, у нашего регионального бизнеса нет.
Но это — задачи уже следующего, 2025-го года. Надеемся, что мудрая Зеленая Змея поможет нам разобраться в хитросплетениях региональной экономики и морской логистики.
А пока пусть последние дни уходящего года Дракона будут посвящены подготовке к самой волшебной ночи в году. Крепкого здоровья, удачи, взаимопонимания и новых сил!
С наступающим всех Новым годом!