ГДЕ ПРОСКАЛЬЗЫВАЮТ КОЛЕСА НА КАЛИНИНГРАДСКОМ ЛОГИСТИЧЕСКОМ ПУТИ?

ГДЕ ПРОСКАЛЬЗЫВАЮТ КОЛЕСА НА КАЛИНИНГРАДСКОМ ЛОГИСТИЧЕСКОМ ПУТИ?
Отладка новых путей сообщения между калининградским полуэксклавом и материковой России происходит очень медленно и дается очень болезненно — особенно производственникам региона. Часть из наших коллег уже перенесла свои производственные базы на материк. Причем их уход не лучшим образом сказался на оставшихся игроках рынка. Где именно проскальзывают колеса на калининградском логистическом пути? В этом мы пытались разобраться совместно с  руководителем Балтийской Металлургической Компании, членом Совета БДК Артуром Поляшенко. Делимся результатами нашего традиционного ежеквартального мониторинга, проводимого среди резидентов Балтийского металлообрабатывающего кластера.

Железная дорога: квоты есть, вагонов нет
С начала года Литовская Республика установила новые квоты на поставку металла и стройматериалов, и, казалось бы, вот она — удачная возможность восстановить ж/д поставки разрешенной к транзиту номенклатуры черного металлопроката. Однако за текущий год российские металлургические комбинаты осознали, что путь в Калининград с транзитом через Литву сопряжен с добрым десятком поводов задержать там ж/д вагон на неопределенный срок. И влететь по этим простоям они могут в космические убытки. Так что сейчас, основные Российские производители металла предлагают местным металлотрейдерам заключать допсоглашения и брать все эти риски себе в затраты. Для калининградцев это серьезный удар по себестоимости стройматериалов. Организовывать самим доставку металла через Литву выходит очень рискованно и, следовательно, дорого — работать с проблемным регионом опасаются не только металлурги, но и логистические компании.
Так что в 2023 году по рельсам до нас успешно доехала (пришла в срок) лишь первая партия цемента. Мы, все-таки не теряем надежды, и ведём переговоры с заводами-производителями и владельцами подвижного ж/д состава с целью освоения имеющихся квот по транзиту.

Авто-сообщение
От автомобильных перевозок металлотрейдеры полностью отказались — санкции вынудили нас полностью перейти на альтернативные логистические пути.

Морской путь: паром не тянет
Ситуация с паромной переправой серьезно ухудшилась в марте. Мы в очередной раз констатируем, что паромных мощностей для нужд металлотрейдеров катастрофически не хватает: из заявленных четырех паромов на данный момент один до сих пор находится в ремонте.
Еще в феврале наш ключевой резидент, компания БМК хотя бы раз в неделю получала свои заказы в порту. А вот сегодня ждать металл приходится не меньше месяца. Так, из-за поломки парома коллеги с 11 февраля ждут, когда их вагон отгрузят из Усть-Луги. Проблемы с паромной переправой испытывают и наши поставщики стройматериалов: стекольщики, например, ждут постановку на паром вагона со своей продукций уже больше двух недель. Да и стоимость паромных перевозок стала просто космическая. Так, доставка одной машины обходится в 350 000 рублей без учета НДС, что фактически на 60% дороже, чем перевозка генерального груза в трюме.

Сухогрузы: сроки и цены растут
Десять заявленных сухогрузов также не в состоянии обеспечить нужную металлообработчикам перевалку генерального груза. В последний раз металл наших резидентов пролежал в порту у одного из экспедиторов больше месяца! А все потому, что вместо генерального груза обещанный сухогруз ушел с контейнерами. У другого экспедитора сейчас в порту скопилось уже более 1 000 тонн металлопроката для Калининграда, но в ближайшую доставку мы получим лишь половину от этого объема, сотрудники порта не справляются со всеми заявленным объёмами преревалки. При этом мы фиксируем рост цен сразу на 20% на услуги перевозки в трюме! Если в декабре общий фрахт оставался в пределах 9 руб./кг без НДС, то в марте он достигает 11 рублей без НДС за килограмм веса. При этом пресс-служба «Росморпорта» уже анонсировала, что с 1 апреля стоимость морской перевозки грузов судами этой компании еще возрастет — от 7,6% до 23,7%. Повышение цен затронет транспортировку автопоездов, ролл-трейлеры и некоторые категории спецтехники. Конечно, мы обращались за льготами на компенсацию части затрат. Но схема субсидирования этих перевозок до сих пор непонятна. И несмотря на то, что один из наших экспедиторов стал участником программы, перевозки металла продолжаются в прежнем режиме.

Мы понимаем, что сейчас идет очень болезненный процесс настройки работы новых логистических цепочек. С сожалением констатируем уход некоторых коллег-металлообработчиков из нашего региона. Отмечаем сокращение интереса поставщиков и экспедиторов к нашему региону.

Мы думаем, что для стабилизации ситуации одна из государственных структур (очевидно, что лучше, если это будет непосредственно Правительство Калининградской области) должна взять на себя координацию ВСЕЙ ЛОГИСТИКИ региона и определить внятные правила логистической «игры».

Во-первых, это позволит устранить постоянные «метания» от поставок морем к железнодорожной перевозке и обратно. Сейчас мы наблюдаем рынок в чистом виде: есть квоты на ж/д перевозку — поставщики устремились на железную дорогу. К середине года квоты будут исчерпаны — вновь переключатся на море. Но будет ли нас там ждать частный судовладелец, который в конце 2022 года все-таки решил поставить свои суда на Балтике под перевозку цемента и металла? Думаю, что, не получив в январе ни одной тонны заказа и, как следствие, прибыли, он благополучно перебросит суда на более стабильные маршруты. А мы вновь будем взывать к федеральному центру и просить его обеспечить нас паромами.

Во-вторых, без ручного управления со стороны государства, все эти логистические бизнес-процессы будут самонастраиваться еще очень долго. И мы предполагаем, что многие региональные бизнесы попросту не переживут такое испытание. Затраты на логистику уже достигают 30-40% в финальном ценнике для конечного потребителя.

И в-третьих: такая неустойчивая и слабопрогнозируемая ситуация с транспортной доступностью наносит серьезный удар по имиджевой привлекательности региона. Морской вопрос в Калининграде не закрыт, а требует самого пристального внимания и огромных доработок.

Однако мы уверены, что любые сложности преодолимы — при условии командной работы бизнеса и государства, поэтому рассчитываем на поддержку Правительства области и наших региональных представителей в Госдуме.

Со своей стороны мы, металлообработчики, готовы делиться с госведомствами актуальной информацией о состоянии перевозок и оптимизировать свои затраты, чтобы сохранять адекватный уровень цен.

Оптимизма, холодной головы и новых инсайтов всем нам!